Праздники России
ЧИТАЕМ ГАЗЕТЫ:
Праздники России
Астапковичское сельское поселение
Рославльского района Смоленской области
Историческая справка
    1861 г. упоминание об Астапковской волости. 350 дворов. Усадьба, часовня, школа.1900 г.
  В Астапковичах жил помещик Астапов. Отсюда пошло название деревни Астапковичи. Она располагалась ближе к железной дороге, домов было немного.  С 1849 года начали строительство Варшавской дороги. Строил ее Карл Федорович фон Мекк. В это время деревня стала разрастаться и перетянулась ближе к дороге. В 1850 году в Астапковичах была построена почтовая станция. Строили дорогу до 1861 года. Затем была построена церковь и церковно-приходская школа.
   На территории деревни Астапковичи были панские сады. Один из них находился на участке, где сейчас проживает семья Диваковых, другой - на месте конюшни - Астаповский сад. Есть замечательное место в старом яблоневом саду – аллея, посаженная паном Покровским (там был и его дом). Деревья располагались только по левую сторону от Варшавского шоссе. Возле дома Диваковых был попов колодец, на месте конторы жила прекрасная семья, их дочь Тарасова Варвара Ефимовна стала первым бухгалтером колхоза «Советская Россия».  Но самое почитаемое место было в деревне рядом с нынешним телятником. Там было красивое озеро, рядом  - замечательный сад. И самое главное – на этом месте стоял храм в честь Покрова Божьей Матери.
    Село Астапковичи расположено на юго-востоке от города Рославля, вдоль Московско-Варшавского шоссе. Рядом находится красивое озеро. Первоначально (до1781 г.) жители села входили в состав прихода Казанско-Пятницкой церкви Рославля. В 1781 г. владелец села подпоручик Лев Григорьевич Мицкий обратился к епископу Смоленскому Парфению с просьбой об открытии прихода в Астапковичах и об устройстве в селе храма. Получив благословение епископа, Лев Григорьевич на свои средства построил деревянную церковь, которая была освящена в1783 г. в честь Покрова Божьей Матери. Храм просуществовал 65 лет. В1848 г. заботами коллежского асессора Космы Ивановича Гуляева обветшавшее здание было перестроено. Новый храм, также как и прежний, был освящен в честь Покрова Божьей Матери. Он был деревянным и имел форму креста. Иконостас в храме был четырехъярусный. 16 декабря  1909 г. на ремонт храма местные прихожане — штабскапитан Яков Есипович, дворянка Екатерина Варпоховская и дворянин Евгений Карпович — пожертвовали значительную сумму денег, за что им правящим архиереем была выражена благодарность. В состав прихода входило двенадцать деревень. Благосостояние его было выше среднего, так как встречались зажиточные крестьяне, но основная часть семей имела средний достаток. Жители Астапковичского прихода были нравственно относительно чисты и кротки. К образованию люди тянулись, о чем говорят существовавшие в приходе четыре школы: церковно-приходская в Астапковичах и три школы грамоты в окрестных селах. При школах имелись библиотеки, а при церкви пел детский хор, состоящий преимущественно из учеников приходской школы". Когда Покровская церковь была закрыта, нет сведений. Известно лишь то, что храмовое здание использовалось под клуб. В настоящее время здания церкви не существует. На его месте в советское время выстроены животноводческие фермы.
    В деревне Зорьки, которая входила в состав Астапковичского прихода, на местном кладбище в 1891 г. была освящена приписная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В начале XI в. в Зорьках жил помещик Евграф Федорович Карпович. Он вел очень скромный образ жизни, все свои средства завещал в пользу монастырей, приходских церквей и благотворительных учреждений. Когда Евграф Федорович умер, то был похоронен на деревенском кладбище, и могила его ничем не отличалась от прочих. Да и само кладбище находилось в таком неприглядном виде, что местные жители не решались хоронить там своих близких. «Не хороните меня в Зорьках, там могут вырыть свиньи», — говорил перед смертью один из местных жителей. Вот в таком жалком состоянии было то место, где погребен человек, который владел значительыми средствами и при желании мог жить в роскоши, а после смерти иметь на могиле богатый памятник. Но помещик Карпович добровольно отказался от денег в пользу храмов и благотворительных заведений. И Бог сам прославил своего раба, удостоив его лежать около храма. Вот как это случилось.В1888 г. рославльский протоиерей Алексей Щукин был в Смоленске. Случилось ему посетить генерала Василия Семеновича Филимонова. Во время разговора генерал сказал, что желает в Зорьках отреставрировать ветхую деревянную часовню, построенную на могиле его родственников. Отец Алексей предложил Василию Семеновичу возвести лучше каменную часовню, и притом несколько больших размеров, чем имеющаяся. При этом отец протоиерей сказал, что новая часовня будет иметь общественное значение, например, как место отпевания умерших христиан. С таким предложением генерал согласился и приступил к составлению плана и сметы.
    Одновременно он обратился к епископу за разрешением на строительство. 13 августа1890 г. часовня была освящена. Присутствовавший при освящении родственник Филимонова, дворянин Алексей Егорович Верпоховский, заявил, что еще лучше бы новоосвященную часовню преобразовать в кладбищенскую церковь. После получения разрешения на это епархиального начальства Верпоховский немедленно приступил к расширению часовни. Пристройка алтаря была завершена в том же в 1890 г. Летом в1891 г. на средства генерала Филимонова были привезены из Москвы красивый иконостас и прочая церковная утварь, стоившие значительных денег. На средства уже двух помещиков вокруг кладбища была установлена деревянная ограда, а сами могилы и надгробные памятники приведены в надлежащий вид. 13 августа в1891 г. в присутствии жертвователей и многих богомольцев новая церковь была освящена, а затем отслужена заупокойная панихида, в которой было упомянуто и имя Евграфа Карповича. Затем генерал Филимонов раздал народу более ста нательных крестиков, специально привезенных для этого случая из Москвы. Не прошло и двух недель, как Василий Семенович Филимонов 26 августа скончался в Москве. Полученная весть произвела на всех знавших его удручающее впечатление и вызвала искреннее сожаление. Тело Василия Филимонова было привезено в Зорьки и 31 августа  в 1891 г. погребено под стенами нового храма. Отпевание совершил протоиерей Алексей Щукин.Когда была закрыта Казанская церковь, сведений нет. Сейчас храм не существует. На месте настоящего фельдшерско – акушерского пункта находилось поповское училище. Все дети батюшки : Елена Ивановна Неклепаева и Вера Иванвна – были учителями. А также его внуки Людмила Иосифовна и Анатолий Иосифович стали учителями. Теперь рядом с фельдшерско – акушерским  пунктом стоит здание школы.
    Школа была церковно-приходская, располагалась рядом с нынешним почтовым отделением. До сих пор сохранился яблоневый сад на этом месте. После войны в Астапковичах уцелело всего 6 домов. Сельский совет находился, где сейчас находится Сельский Дом культуры, рядом - дом Илюховны. В сельсовете было 11 деревень. В исчезнувшей теперь деревне Шумячка было 50 дворов. Сейчас в Астапковичах 202 дома в которых насчитывается 612 жителей. На карте 1920 года видно, что в Астапковичской волости было много господских усадеб. В деревне Слобода до сих пор от господ сохранилась липовая аллея, в которой был построен чайный дом. В нем по дороге в Москву останавливалась Екатерина с малым Петром. В деревне Зорьки стоял большой красивый кирпичный дом, в котором жила не очень богатая барыня, люди называли ее  - барынька. После революции она разорилась и бедствовала. Работать не умела и стала нищей, люди ее кормили как могли. В деревне Зорьки сохранилась надгробная плита этой барыни. В 1971 и 90-х годах. приезжали на ее могилу родственники. В деревне Глотовка стоял большой, белый помещичий дом. Вокруг него была разбита красивая огромная клумба с диковинными цветами. В нем служила прислугой Матрена Фоковна, о чем и поведала своей внучке, Лидии Ефимовне Бунцевой, ныне главному экономисту колхоза Астапковичи. А ее дед Петр Кузмич Байкузов служил кучером у барина в Слободе. Интересна история возникновения деревни Красная горка. В 1939 году староста деревни Доброносичи Ершичского района ездил в Москву лично к Калинину, чтобы договориться о покупке земли с лесом на месте нынешней Красной Горки. После этого стали выкорчевывать лес и строить деревню, жили в ней в основном родственники.
    Самая бедная из всех деревень Астапковской волости была Кисловка.
    Было 5 деревень дворян: Кондратовка, Чернушки, Дубинки, Кухарево, Верищевичи (затем стали Шумячкой). Деревней Кухарево владели предки морской династии Рыковых.  До 1919 года на территории будущей деревни Ивановское находилась усадьба помещика Ивана Ивановича Ноздрина. Отсюда и пошло название деревни.

Здесь дом стоял сосновый, 
Словно чудо,
Горел резьбы волнующий узор.
Дом был очень красивый с железной крышей.

    Рядом великолепный сад и прекрасное озеро. Больше ничего не было на месте деревни Ивановское. После 1919 года Ноздрин И.И. уехал за границу. В деревне Кондратовка жили одни Ноздрины: Ноздрина Александра Михайловна (в замужестве Апалькова), Ноздрин Вячеслав Евсеевич, Ноздрина Анастасия Егоровна, Ноздрина Пелагея ( у которой был сын прокурор), Ноздрина Ефросьнья, Ноздрин Василий Парфенович, Ноздрин Константин Ноздрин Степан Семенович. В чернушках жили Зенковичи, Зейфист, Гарбузовы и Никитенковы. В Кухареве Белавенцевы. А в деревне Шумячка  -  Ловейкины, в Дубинках Дубинины.
    В деревне Астапковичи живет интересная женщина труженица Артемьева Анна Петровна, которая всю свою жизнь посвятила сельскому хозяйству. Ее отец Ноздрин Петр Минаевич из деревни Кондратовка. Все они жили зажиточно. У деда Анны Петровны была водяная мельница, своя сапожная мастерская. Четыре брата  ее отца ушли в город, а младший Петр Минаевич остался с отцом. К 1929 году из Шумячского района - деревни Малеевка стали переезжать жители и заселять деревню Ивановское. Первыми переехали Фёдоровы, Евсеевы Козловы.С тех пор начало свое существование деревня Ивановское. Из Кондратовки приехали Опальковы, Евсеев Вячеслав, Артемьева Матрена и Ноздрина Матрена. - это были ее первые жители. В 1931 году из Малеевки переезжает вся семья Федоровых, Евсеев Ларис Петрович и Григорий Петрович, Евсеевы Трифан Миронович и Роман Миронович, затем приехали Кручинины, Кондратьевы из деревни Глуминка Шумячского уезда, Елистратовы из Песчаников, Карпекины из Краснополья. После исчезновения деревни Шумячка, в которой насчитывалось около 50 дворов, большинство ее жителей переехали в ивановское, среди них были Ловейкины, Козыревы. А с 1950 года все жители деревни Чернушки. Таким образом из жителей деревень: Чернушки, Кондратовка, Шумячка и Малеевка (Шумячского уезда) образовалась деревня Ивановское. В войну она была сожжена  оставалось 1-2 двора, теперь же в деревне более 66 дворов и 178 жителей.

1







Способы защиты от ЧС природного и техногенного характера

ПОГОДА В РОСЛАВЛЕ
Яндекс.Погода